Всё о творчестве

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё о творчестве » Законы творчества едины » Способна ли природа к творчеству?


Способна ли природа к творчеству?

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Способна ли природа к творчеству?  Или творчество – “прерогатива” человека?
По-моему, ответ на этот вопрос принципиально важен для понимания сущности творчества.

0

2

Большой советский энциклопедический словарь (после перестройки его переиздали один к одному по содержанию, но по названию - российский) стр. 1306 определяет "Творчество специфично для человека, так каквсегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества.
Вот и ответ на Ваш вопрос. Очень похожее определение у Брокгауза и Ефрона. Словарь Б. и Е. имеется в Интернет.

0

3

Creator написал(а):

Большой советский энциклопедический словарь (после перестройки его переиздали один к одному по содержанию, но по названию - российский) стр. 1306 определяет "Творчество специфично для человека, так каквсегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества.
Вот и ответ на Ваш вопрос. Очень похожее определение у Брокгауза и Ефрона. Словарь Б. и Е. имеется в Интернет.

Все врут словари  :dontknow:

0

4

Creator написал(а):

Большой советский энциклопедический словарь (после перестройки его переиздали один к одному по содержанию, но по названию - российский) стр. 1306 определяет "Творчество специфично для человека, так каквсегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества.
Вот и ответ на Ваш вопрос. Очень похожее определение у Брокгауза и Ефрона. Словарь Б. и Е. имеется в Интернет.

Все врут словари  :dontknow:

Люди готовы признать творческим актом изобретение человеком примуса или гаечного ключа
Но отказываются признать творчеством создание природой самого человека.
Вам не кажется это странным?

Отредактировано LB (2008-09-26 10:40:20)

0

5

LB написал(а):

Люди готовы признать творческим актом изобретение человеком примуса или гаечного ключа
Но отказываются признать творчеством создание природой самого человека.

А как природа сотворяла человека?

0

6

Creator написал(а):

А как природа сотворяла человека?

На этот вопрос довольно полно отвечают теория биологической эволюции и генетика.
Природа создала человека, и тем  увеличила свой творческий потенциал. 
Люди продолжают и развивают творчество природы.
По-моему, так

0

7

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо представлять, что такое творчество. На мой взгляд, природа не просто способна к творчеству, она - лучший творец.

0

8

Betta написал(а):

На мой взгляд, природа не просто способна к творчеству, она - лучший творец.

Несомненно. Но что из этого следует - в отношении человеческого творчества?

0

9

Если результат творческой деятельности - это разрешенное противоречие, природой - эволюционным способом, то все природные изменения можно считать продуктами творчества. Более того, они имеют запредельный для человека уровень новизны, в своих технологиях подражания природе люди не могут достичь такого же результата. Но, это ведь вопрос терминологии...

+1

10

Терехова Галина написал(а):

Если результат творческой деятельности - это разрешенное противоречие, природой - эволюционным способом, то все природные изменения можно считать продуктами творчества. Более того, они имеют запредельный для человека уровень новизны, в своих технологиях подражания природе люди не могут достичь такого же результата. Но, это ведь вопрос терминологии...

Не думаю, что это только вопрос терминологии. Ведь от признания/не признания общности форм творчества зависит и его понимание и направленность его изучения, т.е. это важно и методологически.
Речь идет не о подражании природе, а о реализации человеком  творческих потенций природы;  человек призван продолжить творение, как говорил Бердяев.

0

11

Но... согласитесь - природа всегда была для человеком образцом для подражания... И это так же определяло его направленность в творческой деятельности. И так как всегда было что "улучшить" в связи с неприспособленностью, то и можно было говорить о продолжении.

0

12

Терехова Галина написал(а):

Но... согласитесь - природа всегда была для человеком образцом для подражания... И это так же определяло его направленность в творческой деятельности. И так как всегда было что "улучшить" в связи с неприспособленностью, то и можно было говорить о продолжении.

Мне кажется, что подражание подразумевает знакомство с объектом подражания. Но с какими творческими процессами (именно процессами) в природе человек  достаточно знаком для того, чтобы они могли стать для него образцом для подражания?

Отредактировано LB (2012-06-16 13:20:19)

0

13

Мы многому учимся подражая... иногда даже не понимая чему подражаем. Я понимаю, что речь не о психологии и не об уровне психической организации подражания. Впрочем, технологии, заимствованные из природы общеизвестны, бионика существует и получила распространение.
Я думаю, вопрос же не в этом... а в том насколько люди  готовы управлять потоком проблем с которыми  они сталкиваются преобразуя природу, способны ли взять ответственность за внесенные изменения, конечно, речь об относительном уровне управляемости.

0

14

Терехова Галина написал(а):

Я думаю, вопрос ...  в том насколько люди  готовы управлять потоком проблем с которыми  они сталкиваются преобразуя природу, способны ли взять ответственность за внесенные изменения, конечно, речь об относительном уровне управляемости.

Да, это вопрос вопросов.
По-моему, люди уже заметно отстают от прогресса, плохо справляются с управлением тем, что сами и создали. Оно и понятно - человек остается всё тем же человеком, каким создала его природа, его адаптационные возможности велики, но беспредельны, а мир, в котором он живет, усложняется с колоссальным ускорением .
И это противоречие может быть снято только в ходе новой "постбиологической" эволюции
Не так давно на форуме ChessPro была дискуссия на эту тему. Если интересно, дам ссылку

0

15

Буду признательна за ссылку.
От чьего прогресса отстают люди?

0

16

Терехова Галина написал(а):

Буду признательна за ссылку.

Обсуждается гипотеза о том, что биологическая эволюция, создавшая человека, сменяется другой эволюцией, в результате которой может возникнуть новый, более совершенный чем человек, носитель разума.

Эпиграфом к ней может послужить след. :
Э.Шредингер: «Мы ясно чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы объединить в одно целое все, что нам известно; но с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем какой-либо одной небольшой специальной частью науки. Я не вижу выхода из этого положения…

Начало примерно здесь:
http://chesspro.ru/guestnew/looknullmes … -233-48761
(сообщение 2581)

0

17

Посмотрела дискуссию, не всю) правда.
Пара моментов, захотелось спросить...
Анализировала стратегии в творчестве, получилось, что для создания нового продукта человек как бы создает себе сначала базу, для этого из предыдущего опыта, практически неосознанно на основе подобия, симметрии и др. переносит в будущее решение готовые конструкции. Иногда ошибочно полагая что они там уместны...
Далее приведу цитату из дискуссии: Интерес основан на чувстве. Эстетическое чувство всегда идет впереди рассудочного обоснования и прокладывает ему дорогу. Такое моё мнение.
Вот теперь суть вопроса: правильно ли я поняла, что  все дело в критериях...на основе которого мы строим этот образ будущего решения... от того насколько нам это интересно.

Я думала, что все варианты могут быть: эмоции ведут когниции, когниции ведут эмоции, когниции ведут когниции, эмоции ведут эмоции...

Отредактировано Терехова Галина (2012-07-03 22:14:54)

0

18

Можно, наверное, и так сказать.
Как известно, лень - двигатель прогресса. А лень - это чувство.  И недовольство собой и окружающим - тоже чувство. По-моему, с такого недовольства и начинается  творчество. Знаем, что надо что-то поменять, что должно быть не так, как есть, а как-то иначе. А как?  Поначалу  критерии  "должного"  очень неопределенные, образ будущего решения размыт, туманен. И только постепенно, уже в ходе творческого поиска образ искомого проясняется, критерии уточняются.  А пока четких критериев нет, приходится больше полагаться на чувство, чем на знание - как мы можем знать то, чего еще нет и не было никогда?
Искать то, чего может и нет, противоречит рассудку и здравому смыслу. В творческом человеке должна быть сила, способная пересилить рассудок.
Повторюсь, что творчество это как наркотик. Испытал один раз чувство восторга и радости от самостоятельно найденного и решения и всё - остался "творчество-зависимым" на всю оставшуюся жизнь.
Но не все, конечно, этому подвержены.
---------------------------
Спиноза учил: не плакать, не смеяться, а думать. Нас в таком духе и воспитали: мыслить хладнокровно, последовательно, логично - без "чуйвств" и эмоций, которые якобы только мешают.
Бывает, решает человек какую-нибудь научную проблему, и столько чувств и волнений испытает, пока решит, что и в театр не ходи.  А потом постесняется даже упомянуть об этих переживаниях, изложит так, как будто по алгоритму действовал. А может быть как-раз в чувствах причина его творческого успеха и заключена?!

Отредактировано LB (2012-07-03 14:06:26)

0

19

Все и так... и не совсем так...
В том контексте как Вы описали этот процесс, наверное, уместно прокомментировать описанием создания стихотворения - Павел Голушко как-то написал об этом довольно точно:
Может быть, я сам никогда не узнаю,
что хотел написать, перебирая клавиши…
Стихотворение – это подарок самому себе,
без бантиков и коробочек.
Это напиток, рождённый пряностью цветов,
из слов летописи реального бытия.
Его место в баре «Человеческой Неповторимости».
Чтобы пробовать его, нужно снять с себя
сотню масок и остаться в единственной,
которой давно перестал стесняться, глядя в зеркало.

По поводу наркотика...
Мне нравится высказывание Н.Н. Хоменко  (разработчик ОТСМ-ТРИЗ) о творчестве:
"... в ЖСТЛ было сделано открытие – награда за высокий уровень творчества это не признание обществом и не материальные ценности, а сама возможность заниматься таким творчеством. Но до понимания этого надо дорасти... оно не сразу становится столь очевидным как потом..."

ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности
ОТСМ - Общая теория сильного мышления

Может это просто  мое  тризовское) "воспитание" - но мне кажется, все-таки вопрос именно в управлении творческим процессом.

0

20

Как управлять творческим процессом?
Управлять можно всем - даже Солнцем. Но управление Солнцем и управление автомобилем ...
"Чтобы подчинить себе природу, надо подчиниться её законам."

Стихотворение Голушко напомнило мне другое:

А.К. Толстой

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?
Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который,
В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье…
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолётное помни виденье!

<Октябрь 1856>

0


Вы здесь » Всё о творчестве » Законы творчества едины » Способна ли природа к творчеству?