Как думаете, это так? В любом человеке есть творческие способности?
http://caribbeanbreeze.ru
http://stroipro.ru
http://fitostroi.ru
Отредактировано Betta (2010-08-05 16:17:46)
Всё о творчестве |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Всё о творчестве » Законы творчества едины » Каждый ли человек способен к творчеству?
Как думаете, это так? В любом человеке есть творческие способности?
http://caribbeanbreeze.ru
http://stroipro.ru
http://fitostroi.ru
Отредактировано Betta (2010-08-05 16:17:46)
Как думаете, это так? В любом человеке есть творческие способности?
Изначально, от природы - думаю, почти у всякого есть такие способности. Другое дело, что после того, как человека, 'подвергают обучению' - т.е. учат быть таким как все и мыслить по правилам двоиной логики, от таких способности мало что остается.
Классификация способностей разнородна. Способен, талантлив, гениален... Мне нравятся высказывания о способностях как базе, которая дана изначально... а гений - это 100% труда.
Классификация способностей разнородна. Способен, талантлив, гениален... Мне нравятся высказывания о способностях как базе, которая дана изначально... а гений - это 100% труда.
Конечно, творчество - большой и тяжелый труд. И гений, возможно, тем и отличается от просто талантливого человека, что способен иметь очень сильные побуждения к такому труду.
Вероятно, я неуклюже выражаюсь, но смысл надеюсь понятен.
Побуждения... не соглашусь, пожалуй... Мотив не играет такой уж однозначной роли... По разным причинам человек может достичь того, на что больше никто не способен, вряд ли стоит идеализировать побуждения - как то, что позволяет идти вперед. Это все-таки целый комплекс необходимых качеств, в совокупности позволяющих "поднять" постактуальную проблему.
Побуждения... не соглашусь, пожалуй... Мотив не играет такой уж однозначной роли... По разным причинам человек может достичь того, на что больше никто не способен, вряд ли стоит идеализировать побуждения - как то, что позволяет идти вперед. Это все-таки целый комплекс необходимых качеств, в совокупности позволяющих "поднять" постактуальную проблему.
гений - это 100% труда
Нет ли здесь противоречия?
Комплекс необходимых качеств превращается в 0, не реализуется без идеальных побудительных сил
Если в комплекс входит умение ставить и достигать цели - то нет)
А мотив... иногда люди просто хотели заработать, иногда случайно попали в экстремальную ситуацию... нет, мотив - это для 100% труда не достаточно)
Если в комплекс входит умение ставить и достигать цели - то нет)
А мотив... иногда люди просто хотели заработать, иногда случайно попали в экстремальную ситуацию... нет, мотив - это для 100% труда не достаточно)
В реальном творческом процессе нет и не может быть цели как таковой - как достаточно полного и определенного представления о результате.
Риску предположить, что Вы понимаете человеческое творчество как некую разновидность обычных мыслительных(логических) процессов. Я считаю иначе. Дело в том, что в творчестве неизбежны моменты самоотрицания - то есть отказ от некоторых несомненных (прежде) истин и ценностей. Но в рамках обычного, подчиняющегося логике, мышления такое совершенно невозможно. Творчество требует некоторого безрассудства, которое может быть вызвано только очень сильными побуждениями, противоречащими представлениям о целесообразности. Речь идет о влечении к ярким эмоциям, эстетическим переживаниям, к красоте, воздействие которой Фрейд уподобил действию наркотиков.
Творчество человека - это процесс эстетический.
Отредактировано LB (2012-06-17 17:14:03)
Видимо, мы по-разному понимаем целесообразность, читаю и не вижу противоречия между спонтанностью, отрицанием и получением результата.
Психическое состояние (эйфория, например) сопровождающая этот процесс - тоже никак не мешает получить результат (работа эмоций, конечно, по-разному влияет на творчество)
Нет, не стремлюсь все свести к логическому мышлению, но есть закономерности в творчестве. Разве случайны все достижения, которые сегодня есть у человечества?
Видимо, мы по-разному понимаем целесообразность, читаю и не вижу противоречия между спонтанностью, отрицанием и получением результата.
Психическое состояние (эйфория, например) сопровождающая этот процесс - тоже никак не мешает получить результат (работа эмоций, конечно, по-разному влияет на творчество)
Нет, не стремлюсь все свести к логическому мышлению, но есть закономерности в творчестве. Разве случайны все достижения, которые сегодня есть у человечества?
Нет, Вы меня совсем не поняли, что и не удивительно - невозможно изложить концепцию творчества в нескольких предложениях
Именно о закономерностях творчества я и говорю. Даже одну из тем назвал "Законы творчества едины".
И речь шла не о противоречии "между спонтанностью, отрицанием и получением результата", а о противоречии между чувствами и логикой дискурсивного(рассудочного) мышления. И именно о том, без участия чувственно-образной сферы создания творчество невозможно.
Может быть моя статья прояснит дело. Не знаю, насколько Вы знакомы с шахматами, но в любом случае общий смысл, надеюсь, будет понятен.
В основе моих концепций - ТРИЗ, поэтому я и говорю об объективности, закономерностях творчества. Это несколько иначе сочетается чем в шахматах, но мне показалось, что много общего. Спасибо.
В основе моих концепций - ТРИЗ, поэтому я и говорю об объективности, закономерностях творчества. Это несколько иначе сочетается чем в шахматах, но мне показалось, что много общего. Спасибо.
Тогда я еще одну ссылку дам, посмотрите на досуге, хотя с ТРИЗом это, конечно, мало связано.
И кстати, кстати. Это направление на моемсайте о творчестве совсем не представлено, может быть ВЫ поможете восполнить этот пробел?
И здесь на форуме можно будет тему о ТРИЗе открыть. Это ведь многих интересует.
Именно с Вашей статьи, как теперь поняла) я начала знакомство с сайтом. Спасибо)
Ваше предложение мне нравится. Когда-то я написала аналитические обзоры по рукописям фонда литературы о ТРИЗ. Можно попробовать подобрать тематику, чтобы было интересно Вашим читателям.
Ваше предложение мне нравится. Когда-то я написала аналитические обзоры по рукописям фонда литературы о ТРИЗ. Можно попробовать подобрать тематику, чтобы было интересно Вашим читателям.
Это было бы прекрасно.
Может быть эта работа будет интересна: Идеализация как подход к формированию личности в творческой деятельности:(аналитический обзор материалов Фонда по ТРИЗ ЧОУНБ)
Хотя поругать можно любую мою работу.
ссылка: http://kojevnikova.ucoz.ru/load/moi_kol … /30-1-0-59
Вот мы и поругаем.
Только для этого хотелось бы её на наш сайт скопировать.
Можно?
И если "да", то какие ссылки надо будет дать, чтобы всё по закону?
Да я не против) поругайте)
Можно)
Эта работа была опубликована в 2008 году, вот ссылка: Терехова Г.В. Идеализация как подход к формированию личности в творческой деятельности: аналитический обзор материалов Фонда ТРИЗ ЧОУНБ [Текст]/ Г.В. Терехова // Проблемы становления и перспективы развития ТРИЗ: аналит. обзоры по материалам Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ/ сост. В.Г. Березина, Л.А. Кожевникова, Выпуск 1. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. - С. 178-195.
Ваша статья на сайте, пока без ссылки
Проверьте, пожалуйста
Спасибо, Лев Борисович!
Я посмотрела - в нескольких местах не отобразились тире, вместо них - знаки вопроса.
И сохранились переносы внутри фамилий Рубинштейн и Саламатов.
Вроде бы всё исправил и поместил ссылку на главную страницу. Но, честно признаться, еще не прочел - как-то не дается
Спасибо, Лев Борисович, вдруг кому-то удастся
Вообще о ТРИЗ лучше, конечно, начинать читать с классики... Г.С.Альтшуллер "Творчество как точная наука", например.
Академические тексты даже синтетической направленности, все равно... страдают академизмом и обилием ссылок)
Я тоже так просто не сдамся.
Альтшуллера я читал, но так давно, что можно сказать, что и не читал вовсе.
Может быть из его книги какие нибудь небольшие фрагменты выбрать для сайта?
Нынешний читатель ведь шарахается от длинных текстов, как от огня
Да, я вот об этом, если честно, в первую очередь подумала... не хорошо... вперед батьки в пекло) но на чужие работы нельзя дать разрешение к публикации
Единственное, что могу посоветовать - адрес сайта, которым занимаются правообладатели http://www.altshuller.ru
А материал, который заинтересовал бы читателя можно подобрать - я напишу сегодня хранителю Фонда, посоветуюсь...какой фрагмент взять.
Я бы еще, конечно, перечитав все работы на Вашем сайте... посоветовала бы отрывки из работ Ю.С. Мурашковского "Биография искусств" - о закономерностях в развитии казалось бы интуитивных систем, ну еще можно, конечно, посоветовать, если нужно - есть очень необычные и наоборот очень типичные для ТРИЗ-исследований работы.
Сейчас обсуждаем на форуме (на русском) теорию творческого воображения - можете взглянуть, если интересно: http://www.linkedin.com/groupItem?view=&gid=4519724&type=member&item=131809341&qid=c8b22f16-d2a8-463a-8f84-2b4a07025ba6&trk=group_most_popular-0-b-ttl&goback=.gmp_4519724&_mSplash=1
В этом году, к сожалению, все конференции по ТРИЗ за рубежом... учу английский...
Материал, который можно было бы рекомендовать с сайта Г.Альтшуллера: http://www.altshuller.ru/triz/triz2.asp
Можно будет подготовить сокращенную версию, если надо... но все надо согласовывать с правообладателями.
Спасибо Галина (извините, отчества не знаю)
Мне бы хотелось, чтобы на сайте были представлены разные направления, и ТРИЗ в первую очередь, конечно. Но просто не хватает времени и сил.
Может быть, Вы возьмете ТРИЗ на сайте на себя? Я понимаю, конечно, что у Вас и без этого забот хватает, но по возможности. Ну а техническая часть останется на мне, естественно.
Можно будет и сайт соответствующим образом реконструировать , давно пора, кстати
Как Вам?
А за Мурашковского и ссылки спасибо, сегодня же почитаю.
Лев Борисович, это надо обсуждать, потому что тут разные, кроме времени есть ньюансы.
Например, если Вы сделаете запрос как автор сайта для размещения работ, это один разговор...
Сама форма рубрики - проще всего, видимо, сделать аннотации и поставить перессылки, но опять же сориентируйте по Вашей цели.
Время тоже безусловно проблема - первый кирпич должен быть к октябрю и все время уходит на эту цель.
Да, до октября мало времени, и затевать что-нибудь серьезное, пожалуй, и не стоит при таком цейтноте.
Но и начинать с серьезных вещей, по-моему, и не надо. Я бы начал с какой-нибудь характерной для ТРИЗа задачи, которая заинтересовала бы неподготовленного читателя.
За то время, что я занимаюсь проблемой творчества, мне встретилось несколько задач, которые можно было бы назвать "символами творчества".
Может быть есть такая задача(практический пример), которую можно назвать "символом ТРИЗа" ?
Основная идея ТРИЗ заключалась в объективизации творчества - ее автор, Г.С. Альтшуллер (ГСА), поставил задачу принципиально иначе по сравнению с доминирующими в 40-е годы 20 века концепциями творчества - ГСА считал, что искусственные системы живут дольше людей - их развитие закономерно, а человек (творец) может развивать любую техническую систему лишь на определенном периоде ее существования (детство, молодость, старость технической системы) - можно быть энтузиастом, это необходимо на переходном периоде - смене носителя существующей функции системы, быть инноватором - на периоде молодости развития искусственной системы, ну и быть "дизайнером" - совершенствуя уже устаревшие и по сути отжившие системы. Несмотря на то, что первая работа была опубликована в 40-х годах в журнале "Вопросы психологии" - психологическая составляющая подвергалась в ТРИЗ резкой критике: не человек - а объективные законы все определяют в творчестве. Созданный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и другие инструменты творчества решали вопрос технологичности в творчестве. Вопрос о личности возник позже и иначе был поставлен, чем он рассматривается в психологии творчества, например. Можно так сформулировать я думаю: почему тот или иной человек берется за решение той или иной сложности проблемы, какие ему для этого нужны качества. Этому была посвяжена отдельная теория в ТРИЗ - ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). Эта работа была сделана позже, после алгоритма. Время условно, конечно, все шло своим чередом...
Сам человек как творческая личность - гений - не рассматривается как набор индивидуальных способностей, как дарование... считается, что творцом может быть каждый человек - вопрос лишь в том, как его воспитывать. Книга по ЖСТЛ так и называется "Как стать гением".
Работы в ТРИЗ делятся на несколько категорий - так называемая "железная" ТРИЗ - об изобретательстве, применении АРИЗ для решения разной сложности проблем. "Гуманитарная" - о прикладных значениях в нетехнических областях законов прогнозирования и технологий творчества. Обучение ТРИЗ - как можно научить, воспитать, развить, как передать такого рода знание. Творческие коллективы, открытые задачи, теория ресурсов, теория научных открытий... да довольно много сейчас различных направлений исследований в ТРИЗ.
Что будет интересно неподготовленному читателю?
Вы очень емко и доходчиво написали о ТРИЗе, спасибо.
Неподготовленному читателю, вроде меня, были бы интересны живые примеры из практики применения ТРИЗ.
Вы здесь » Всё о творчестве » Законы творчества едины » Каждый ли человек способен к творчеству?